оборудование для детей инвалидов. Программа Доступная среда
На главную Обратная связь Карта сайта
Дата Понедельник, Август 26, 2019Время 6:55

Главная |  Новости жизни глухих |  Число слабослышащих детей в Сахалинской области растет

Число слабослышащих детей в Сахалинской области растет

Более 20 лет работает тифлопедагогом со слабовидящими и слепыми детьми Ольга Леонидовна Жигелева.

 

Последнее ее место работы – специализированный детский сад «Солнышко» в Южно-Сахалинске. По наблюдению О. Жигелевой, детей с пониженным зрением с каждым годом становится в Сахалинской области все больше. Одна из причин этому – патологии, полученные во время родов. Все чаще роженицам делают «кесарево сечение» (причем так называемое нижнее сечение), при котором ребенка вынимают из чрева матери, держа за затылочную часть. А именно там расположены нервные окончания, отвечающие за зрительную функцию человека. Поэтому, когда спустя время у малыша обнаруживается слабое зрение или слепота, это не всегда связывают с родовой травмой.

 

В детсаду для слабовидящих и слепых детей «Солнышко» для малышей созданы хорошие условия, позволяющие по возможности восстановить зрение. Во многом это стало возможным благодаря усилиям заведующей Жанны Пчельниковой, помощи общественных и коммерческих компаний (общества слепых, компании «Сахалин Энерджи»…). С детьми работают 3 тифлопедагога, медсестра, владеющая методами коррекционной адаптации…
С 2-2,5 лет малышей обучают жить в мире зрячих. Для этого есть оборудованный тифлокабинет. В нем есть объемные предметы, безопасные комоды, шумовые коробочки, вкусовые баночки, муляжи разных предметов. Здесь детям дают послушать шум моря, пение птиц, почувствовать запах апельсина, цветов, потрогать на ощупь, какой мягкий цыпленок, жесткая ветка… «Нередко знания окружающего мира у слабовидящих и слепых детей намного глубже, чем у зрячих, - рассказывает Ольга Леонидовна. – К примеру, у меня есть ученик 7-летний Игорь Веселков. Мы занимаемся с ним 4 года. То, что мальчик сейчас читает в большой степени – заслуга его родителей, бабушек. Каждый процесс мы с ребенком проходим постепенно, шаг за шагом. Чтобы рассказать мальчику, как растут огурцы, мы начали с посадки семян в грунт.

 

Ждали всходы, следили за ростом растения. Игорь постоянно ощупывал листочки, поливал землю. У него глубокое представление о процессе роста огурцов. А зрячие дети зачастую не обращают внимания не мелочи, упуская много интересных вещей. Слабовидящие дети иначе относятся к звукам. У нас был случай, когда новенькая девочка в детсаду на утреннике, впервые услышав фортепиано, была так шокирована неизвестным ей ранее фоном, что мы кое-как смогли ее успокоить».

 


Также тифлопедагог высказала сожаление, что в нашем обществе к ее воспитанникам часто относятся не по-доброму. Дома, в детском саду слабовидящих детей приучают к жизни рядом со зрячими, часто и зрение восстанавливают, насколько возможно. Но, когда их воспитанник попадает в обычную школу, то становится объектом насмешек сверстников. Этого можно было бы избежать, если бы с самого младшего возраста инвалиды воспитывались о здоровыми детьми.

 

Например, в младшей группе детсада зрячий малыш уже бы знал, что надо взять за руку слабовидящего друга. Но пока такие группы работают в единичных учреждениях России, как экспериментальные. На Сахалине «Солнышко» - единственный детсад для слабовидящих детей. С 8 лет ребят, зрение которых не восстановлено, обучают в доме-интернате в Артеме Приморского края (тогда ребенок вынужден жить отдельно от семьи весь учебный год), в школах Хабаровска, Саратова или Москвы (в этих случаях родители переезжают вместе с ребенком в другой город). Сахалинские дети делают хорошие успехи в учебе.

 

 Как пример Ольга Жигелева привела мальчика Валю Савченко. Ради будущего которого родители переехали в Саратов. Сейчас 15-летний юноша в совершенстве владеет компьютером, живет полноценной жизнью, слепота ему не мешает. Будущее у всех сахалинских ребят, волею судьбы оставшимися без зрения, убеждена педагог, может быть достойным. Для этого надо быть всем остальным более гуманным к ним.

Автор: Лариса Демидова

Версия для печати