оборудование для детей инвалидов. Программа Доступная среда
На главную Обратная связь Карта сайта
Дата Вторник, Сентябрь 26, 2017Время 1:44

Главная |  Слуховые аппараты и дети |  Где лучше воспитывать слабослышащего ребенка

Где лучше воспитывать слабослышащего ребенка

Где лучше воспитывать слабослышащего ребенка.

 

В последнее время наметилась тенденция перевода детей с нарушениями слуха и речи из специализированных дошкольных учебных заведений в систему массового обучения. Это обусловлено новыми требованиями родителей к адаптации ребенка и интеграции его в речевую среду.

 


Ко мне часто обращаются родители с вопросом о том, в какое дошкольное учебное заведение отправить сына или дочь. Это довольно трудный вопрос, потому что реабилитация детей с врожденной и рано приобретенной тугоухостью - дело непростое. Она, по мнению многих ведущих сурдопедагогов, связана с решением ряда задач, главной из которых является достижение неслышащими детьми определенного образовательного уровня и уровня коммуникабельности со слышащими, что предполагает овладение неслышащими внятной словесной речью и способность ее понимания.


 

При постановке задачи по развитию внятной речи и способности ее восприятия у неслышащего ребенка необходимо помнить, что речь возникает и развивается в процессе общения человека с другими людьми.
Устная речь демонстрирует общий культурный уровень человека. Правильная речь характеризуется не только грамотным, четким и логичным изложением мыслей, но и верным произношением.

 

 Слышащий ребенок в течение первых лет жизни усваивает ряд слов родного языка, обозначающих предметы, которые входят в его небольшой мир. Сначала он употребляет слова без грамматических изменений. Встречается в его речи и упрощение слогового состава слов (например: киса - са, собака - бака); замена общеупотребительных слов, когда одно слово означает и предмет и действие (например: слово пить может обозначать и чай, и молоко, и воду). Ребенок легко объединяет предметы на основании общности какого-то одного случайного признака. Например, он называет чаем все жидкости только на основании общего признака - текучести.

 


Легче усваиваются детьми слоги с ударением, неударные - часто искажаются или просто опускаются.
А.Н.Гвоздев отмечал, что маленьким детям трудно дается произношение двух - трех рядом стоящих согласных звуков. Часто в речи ребенка встречается опускание звуков, к которому он прибегает при малейшем затруднении:
хлеб - [леп], стол - [тол], флаг - [лак], кошка - [кока].


При правильном воспитании ребенок к году уже знает такие слова, как мама, баба, папа, му, мяу. В полтора - два года он хорошо различает слова, похожие по звучанию, понимает почти все слова, необходимые для общения с близкими, хотя и произносит их неправильно.


 

Но порой случается, что ребенок не начинает говорить ни в полтора - два года, ни в три, ни в четыре, при этом достаточно бодро реагирует на громкие звуки. И родители отравляются по врачам. Специалисты, не видя никаких явных патологий развития ЦНС, дружно говорят: "Подождите, скоро заговорит". Как правило, у такого ребенка к четырем - пяти годам появляется какой-то свой, труднопонимаемый, активный словарь, состоящий из 15- 20 слов. На первый взгляд такой ребенок производит впечатление невнимательного, рассеянного, не пытающегося вникнуть в то, что ему говорят.


Но это не всегда так. Часто случается, что незначительная потеря слуха в области низких речевых частот (250 - 400 Гц) и резкий обрыв его в области высоких частот (2000 - 6000 Гц) делают тугоухость в раннем возрасте трудноопределяемой. У нас были случаи постановки диагноза "сенсоневральная тугоухость" 4-5-летним детям, когда уже закончилось формирование слуховых образов, ребенок уже практически потерял имеющийся резерв развития слухового восприятия и к тому же у него пострадала артикуляционная сторона речи. Но случаи позднего определения тугоухости высокой степени достаточно редки.

 


Часто бывает и по-другому. Ребенок говорит, имеет достаточно большой активный словарь, но речь его смазана и непонятна. О таком ребенке обычно говорят: "У него каша во рту". Высока вероятность того, что у такого ребенка имеется незначительная потеря слуха в области речевых частот. Желательно таких детей направлять на аудиологическое обследование. Многие специалисты - логопеды наверняка сталкивались с тем, что сколько бы не проводилась фонетико-фонематическая тренировка слуха, разборчивости речи нет. И это не результат лени. Просто ребенок не слышит, и ему нужна помощь специалиста - сурдолога, подбор индивидуального слухового аппарата .

Что же делать, если диагноз "сенсоневральная тугоухость" подтвердился? Какой путь абилитации выбрать? В какое учебное заведение направить ребенка?

 


Мне кажется оптимальным выбор учебного заведения в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Здесь нужно учитывать не только степень потери слуха, но и коммуникативные возможности, умение ребенка адаптироваться в группе сверстников, уровень социализации. Часто бывает так, что ребенок и родители не готовы к дополнительной нагрузке, связанной с необходимостью адаптации в речевой среде. Но и "путь инвалида" кажется им недопустимым. Очень трудно бывает убедить их в том, что специальные занятия принесут больше пользы; уверенность в необходимости "создания речевой среды" и "страх" жестовой речи приводят к наполнению речевых детских садов неслышащими воспитанниками.


 

В связи с этим возрастает количество проблем, возникающих у работников детских неспециализированных учреждений. Это обусловлено рядом причин, действующих в комплексе. К ним относятся:
- невозможность диалога между взрослым и ребенком, причиной чего являются нарушения коммуникативных возможностей ребенка с ослабленным слухом;
- нежелание ребенка общаться, используя устную речь;
- непонимание слабослышащим ребенком общих принципов поведения в группе;
- неподчинение ребенка требованиям взрослых.
К сожалению, поведение аномального ребенка недостаточно изучено.


 

Плохо говорящий ребенок, не всегда правильно понимающий смысл того или иного слова или фразы, часто оказывается предметом насмешек. Сложности возникают с усвоением норм социального поведения, незнание которых может сделать ребенка еще и социальным инвалидом.

 


По мере осознания себя непохожим на других,  глухие  дети как бы воздвигают стену между собой и слышащими сверстниками, отказываясь общаться с ними, замыкаясь на себе самих или, если в группе присутствуют дети с аналогичными проблемами, образуют отдельную группу.


 

Неслышащий дошкольник, привыкший к повышенному вниманию в семье, в массовом учебном заведении оказавшись в ситуации, когда ему говорят: "Ты один из многих", может испытывать дискомфорт.
Воспитатели в дошкольных учреждениях, как правило, перегружены, и не имеют возможности полноценно общаться с аномальным ребенком. Следовательно, вся нагрузка по обеспечению нормального пребывания ребенка в дошкольном учебном заведении должна лечь на плечи родителей. Неслышащему дошкольнику необходимо речевое общение со сверстниками, но если это общение не будет подготовлено заранее родителями, то оно просто-напросто не состоится. Поэтому задача педагогов - предупредить родителей о необходимости совместных усилий по интеграции неслышащего ребенка в речевую среду.


 

Многие родители считают, что достаточно устроить сына или дочь в массовое учебное заведение, желательно с логопедическим профилем, купить хорошие слуховые аппараты - и процесс набора речевых и слуховых навыков потечет самостоятельно. Это неправильно. Таким родителям необходимо объяснять, что без специальных занятий со специалистами и создания в семье речевой атмосферы эффекта от перевода ребенка из специализированного ДОУ не будет, а скорее всего начнется деградация развития.

 


Процесс адаптации в речевой среде очень сложен, он требует неимоверных усилий родителей и воспитателей, поэтому необходимо заранее предупредить и тех и других о том, что данная задача весьма трудна, и решение о посещении массового дошкольного заведения должно приниматься после долгих раздумий, а не потому, что это новое веяние в среде родителей.


К детям, перешедшим на программу неспециализированного обучения, должны предъявляться те же требования, что и к слышащим. Очень часто встречается такое явление, когда логопеды и воспитатели отпускают неслышащих детей с фронтальных занятий, объясняя это тем, что ребенок плохо слышит, ему трудно, его жалко. Это приводит к тому, что дети, видя свою непохожесть на остальных, начинают пользоваться собственным дефектом.


 

Существует еще одна очень важная проблема коммуникации - недопонимание дошкольником обращенной речи и как результат - высокая агрессивность. Ребенок не слушается, дерется, устраивает истерики. Важно понять, что это не проблема характера и состояния нервной системы, просто неумение выразить себя приводит к грубости и нарушению поведения. В такой ситуации очень важно личное отношение воспитателя, его желание "достучаться" до ребенка, понять его необычность.


 

Но бывает и так, что дошкольник, посещающий массовый детский сад, занимающийся дополнительно с сурдопедагогом, не забытый в семье, все же не показывает необходимой динамики развития. В таком случае необходимо объяснить родителям, что перевод в специализированное учебное заведения необходим.


 

И все-таки, как правило, положительный эффект от посещения массовых дошкольных учебных заведений наблюдается. Хочется выразить благодарность тем преподавателям и воспитателям, которые жертвуют своим личным временем, а порой и здоровьем, оказывая помощь семьям, в которые пришла беда, помогают ребенку войти в сложный мир звука и речи, предоставляя ему шанс нормально адаптироваться в мире говорящих сверстников.

 

Балышева Елена Николаевна,
сурдопедагог

"Дошкольная педагогика", №2 (6) (апрель, май, июнь), 2002г