оборудование для детей инвалидов. Программа Доступная среда
На главную Обратная связь Карта сайта
Дата Суббота, Сентябрь 23, 2017Время 21:20

Главная |  Глухие и Вера |  Духовное посвещение глухих

Духовное посвещение глухих

Ситуация с воцерковлением глухих в России

 

Сегодня в Москве проживает около 28000 членов Всероссийского общества глухих (ВОГ), но вместе с людьми слабослышащими, позднооглохшими и глухими, не являющимися членами ВОГ, это число составляет около 500 тысяч человек. Это примерно 5% всего населения Москвы.

 

Число инвалидов по слуху постоянно растет, и причиной тому многочисленные детские заболевания, а также использование медикаментов, которые приводят к потере слуха. Динамику роста числа глухих можно проследить хотя бы по числу учебных заведений. Если, скажем, до революции в Москве было только одно учебное заведение - Арнольдовское училище, основанное Третьяковым, то теперь в Москве действуют восемь спецшкол для глухих, есть школа вечерняя, есть школа областного подчинения, а также некоторые техникумы и небольшие группы обучения глухих в высших учебных заведениях: в Педагогическом университете и в Техническом университете имени Баумана. Существует и небольшая группа глухих студентов в Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте.

Между собой глухие общаются на жестовом языке, его еще называют "разговорный" жестовый язык. Этот язык интернационален, понятен глухим во всем мире, хотя есть свои специфические жесты, характерные только для данной страны. Глухие свободно общаются между собой на этом "разговорном" жестовом языке, но поскольку люди вокруг говорят на обычном языке, в нашей стране на русском, существует вспомогательная система общения - дактилология или пальцевая азбука, с помощью которой глухие говорят на языке той страны, где они живут, правда говорят не все, - только фамилии, названия и те слова, эквивалента которым они не могут подобрать в жестовом языке. Кроме того, сурдопереводчики и педагоги общаются с глухими при помощи так называемой "калькирующей" жестовой речи, когда обычная русская речь сопровождается синхронными жестами или дактилированием.

В СССР обучение глухих было всегда направлено на то, чтобы они могли свободно общаться со слышащими людьми, хорошо считывали с губ, четко произносили слова голосом. К сожалению, здесь были свои перекосы, например, вообще запрещали жестовый язык. Но сегодня уже признано значение жестового языка как языка родного для глухих, и во многих странах жестовый язык является вторым государственным языком. В некоторых странах, например, в Швеции, в Америке, если человек не знает пальцевой азбуки и минимального набора из 20-40 жестов, не умеет объясняться с глухими, он не сможет стать ни полисменом, ни стюардессой, ни муниципальным работником. Во всем мире прослеживается тенденция к тому, чтобы облегчить глухим общение со слышащими людьми, то есть научить слышащих людей, тех кто по роду своей профессии часто общается с глухими, говорить жестовым языком. Пропаганда жестового языка идет и в искусстве. Сейчас появляются даже музыкальные видеоклипы, где жестовый язык используется как одно из выразительных средств, обогащающих пластику тех, кто занят в этом видеоклипе, и кроме того, такой видеоклип понятен глухим. У нас в стране лидером, "законодателем мод" красивого жестового языка является Театр Мимики и Жеста, где существует и такой жанр, как интерпретация песни на руках в ритме и в характере пластики самой песни.

Практическая духовная работа с глухими также ведется на жестовом языке и, можно сказать, кто сегодня из проповедников владеет жестовым языке, тот и собирает вокруг себя аудиторию. Сегодня самая большая аудитория в нашей стране собрана баптистской церковью. В каждом городе баптисты изучают жестовый язык и ведут работу по созданию общины из числа глухих жителей данного города. Правда многие такие глухие считают себя православными, не скрывают, что ходят в Православную церковь за святой водой, освятить куличи на Пасху, и с сожалением говорят, что для нас, глухих, церковь евангельских христиан-баптистов тоже как православная, но не такая красивая, икон у нас нет, но зато есть общение на жестовом языке и, главное, жестовый язык знает наш пастор.

Вторая крупная конфессия, работающая с глухими, которая представлена в России, это корейская христианская церковь. Существует крупный центр корейской христианской церкви в Петербурге, в самом здании петербургского отделения ВОГ.

Эти две церкви считают себя единственными религиозными организациями в нашей стране, имеющими опыт просветительской работы с инвалидами по слуху. Они проводят семинары и конференции для глухих, делятся методикой работы с другими начинающими пасторами. В распространении этого движения помогает, как правило, само ВОГ, потому что больше всего глухих собирается в городском отделении ВОГ, и именно туда приходят проповедники, имеющие достаточно денег для аренды помещения. Руководство отделений ВОГ охотно сдает их баптистам или корейской христианской церкви. И поэтому  глухие, приходя в свое родное отделение Всероссийского общества глухих, имеют возможность тут же вступать во вновь организованные общины.

Еще одна община, достаточно распространенная в нашей стране, активно ведущая работу с глухими - это религиозное объединение свидетелей Иеговы. По свидетельству многих глухих, иеговисты действуют очень агрессивно - они просто запугивают их. Им показывают страшные картинки ѕ вот видите, это ад, сюда идут все, кто не иеговисты, а вот это ѕ рай, сюда идут только иеговисты, и на многих такие красочные издания действуют гипнотически. Они идут в объединения свидетелей Иеговы, в общем даже толком не понимая, что это за религиозное движение и чем оно отличается от Православия.

Кроме вышеуказанных конфессий в Москве действует очень маленькая католическая община святой равноапостольной княгини Ольги. Небольшие католические общины возникают и в других городах России, как правило они расположены к диалогу с Православной церковью, готовы помогать и работать с глухими без прозелитизма - без того, чтобы отрывать их от Православия.

Что же касается Русской Православной Церкви, то на настоящий момент положение достаточно трудное. В Москве успешнее всех действует приход Патриаршего подворья в Новом Симонове: при храме есть воскресная школа для взрослых, ведется работа со спецшколами для глухих, но, к сожалению, далеко не все школы хотят видеть у себя православных священников, хотя охотно сдают свои помещения проповедникам-иностранцам, рассчитывая на определенные материальные выгоды от этого.

В Петербурге православная община глухих не имеет ни священника, ни храма, но если найдется священник, то есть уже договоренность, что им будет предоставлен храм. Создается община в Брянске, есть договоренность в Белгороде с педагогами местного интерната о переводе службы для глухих. В Ульяновске молодой православный священник, прошедший курс сурдоперевода, организует работу с глухими. Проводится работа с глухими и в Барнауле, где нет сурдопереводчика, и глухим прихожанам как-то участвовать в богослужении помогают плакатики с текстами.

На сегодня решением проблемы церковного окормления глухих было бы преподавание жестового языка в семинариях по желанию для тех людей, которые хотели бы потом работать с глухими. Здесь интересен опыт такой католической страны, как Польша, где каждая семинария ежегодно выпускает двух-трех клириков, владеющих жестовым языком. Может быть не все из них станут работать с глухими, но зато клириков работающих с глухими там достаточно, и поэтому сектантов нет ѕ практически все глухие в Польше объединены вокруг католической церкви.

Что же касается России, только в православном храме у глухих есть возможность получить не вербальную, а зрительную информацию о вере через икону, через прикладное искусство, полноценно участвовать в таинстве Евхаристии, при совершении, например, водосвятных молебнов, полиелея. Кроме того, если будет достаточное количество ѕ хотя бы в каждом городе по одному ѕ православных храмов, то этим мы значительно улучшим сегодняшнюю социальную среду, в которой живут глухие.

 

 Ведь не секрет, что сегодня очень многие неслышащие люди не могут найти работу, пенсии недостаточно, чтобы удовлетворить все свои потребности и, к сожалению, какая-то часть глухих уходит в криминальный мир. Такое негативное явление в последнее время усилилось вследствие, видимо, разрушения производственной структуры, а также профессионально-образовательной подготовки, которая проводилась в доперестроечное время, когда было достаточное количество учебно-производственных предприятий для глухих. Поэтому церковь может помочь глухим в нынешнее экономически трудное время не опуститься, не пойти по скользкому пути и, по мере сил, участвовать в том добровольном благотворительном делании, которое могут предоставить православные приходы.

 

Rambler's Top100