оборудование для детей инвалидов. Программа Доступная среда
На главную Обратная связь Карта сайта
Дата Вторник, Ноябрь 21, 2017Время 16:13

Главная |  Слуховые аппараты и дети |  Проблемы потери слуха у детей

Проблемы потери слуха у детей

Хороший слух жизненно важен для правильного развития ребенка, потому что только при его наличии он сможет овладеть речью и стать полноценным членом общества. Но чаще всего слух у ребенка бывает нарушен от рождения.

 

Теперь этот недостаток исправим и не является трагедией. Если потеря слуха обнаружена достаточно рано и вовремя скорректирована  с помощью современных технических средств,  речь малыша будет развиваться ничуть не хуже, чем у детей с нормальным слухом.

 

По статистике, проблемы со слухом наблюдаются у одного-двух новорожденных из тысячи. Примерно половина из них вызвана заболеваниями, передающимися по наследству. Фундамент других был заложен во время внутриутробного развития. На слух еще не родившегося ребенка могут оказать неблагоприятное воздействие такие факторы, как заболевание беременной женщины краснухой, токсоплазмозом, сифилисом и т.д., а также воздействие некоторых лекарств, алкоголя и никотина.

 

Стойкая потеря слуха может наступить в процессе родов или после них: слишком длительные роды, кислородная недостаточность, применение сильных антибиотиков. Существует определенная опасность потерять слух и в раннем детском возрасте. Во-первых, многие из унаследованных нарушений слуха проявляются не сразу. Во-вторых, потеря слуха может стать одним из осложнений после инфекционного заболевания, при этом наибольшую опасность представляет менингит, а также скарлатина, корь и свинка.

 

Жизненно важно обнаружить потерю слуха у ребенка как можно раньше. Дело в том, что у каждого нормально слышащего ребенка первым этапом развития речи является период пассивного восприятия, когда ребенок только слушает, но не говорит. Этот обязательный период длится около 18 месяцев, начиная с рождения, и называется "возраст слуха". Если у ребенка пониженный слух, то он не сможет различать и запоминать отдельные элементы речи, и постепенно совсем перестанет на нее реагировать. Неиспользованные остатки его слуха могут полностью и навсегда исчезнуть. Чтобы этого не произошло, необходимо при помощи слухового аппарата увеличить громкость речи, чтобы ребенок мог нормально ее воспринимать. Чем раньше это сделать, тем лучше для ребенка. Сегодня при своевременном начале реабилитации даже дети с глубокой потерей слуха имеют хорошие шансы сравняться с нормальными сверстниками.

 

Проверка слуха ребенка входит в обязанности педиатра. Он должен провести ее в ходе одного из периодических осмотров малыша. Помимо этого, в настоящее время в России внедряется обязательное всеобщее исследование слуха у новорожденных детей, так называемый аудиологический скрининг. Интересно, что в тех странах, где детский слуховой скрининг внедрен уже давно, за последние 25 лет практически исчезли глухонемые. Исследование слуха у новорожденных можно проводить уже на 3-5-й день после рождения. Есть много способов исследования, от самого простого, при котором врач наблюдает, как ребенок реагирует на звук, до очень сложного, при котором специальный аппарат измеряет электрические потенциалы головного мозга спящего ребенка. Все эти способы абсолютно безболезненны и безвредны для здоровья ребенка.

 

Однако, несмотря на все профилактические осмотры, нарушения слуха слабой и средней степени часто диагностируются только в детском саду или в начальной школе. Даже сильная тугоухость, граничащая с полной глухотой, в среднем распознается только на втором году жизни. Эта проблема характерна даже для стран с превосходно развитым медицинским обслуживанием.

 

Отчего же родители с таким трудом распознают нарушения слуха у своего ребенка? Существует несколько причин. Например, развитие речи у каждого ребенка происходит с индивидуальной скоростью. Кроме того, многие плохослышащие дети вырабатывают для себя заменители речи, дополняя ее выразительной мимикой и жестами. Родители же предпочитают давать этому привычное объяснение: когда ребенок поднимает глаза к небу, родители думают, что он услыхал звук пролетающего самолета. А он просто обратил внимание на изменение освещенности. Подозрения в тугоухости детей чаще всего упорно отвергаются. Ведь недостаточный слух пока еще является настоящей трагедией: тот, кто носит очки, считается интеллигентом, а тот, кто носит слуховой аппарат, – ограниченным.

 

Так что между первым подозрением родителей и окончательным диагнозом обычно проходит больше года. Однако каждый родитель должен знать, что существует несколько простых признаков, позволяющих определить, все ли у ребенка в порядке со слухом.

 

  • 4-6 неделя жизни: младенец пугается, услышав внезапный громкий звук, например, стук захлопнувшейся двери.

 

    • 3-4 месяц жизни: ребенок устремляет взгляд по направлению к источнику звука.
      • 6-7 месяц жизни: ребенок лепечет не только односложные, но и многосложные "слова".
        • 10-12 месяц: ребенок реагирует на тихое обращение с расстояния в один метр. Ребенок жизнерадостный, его речь успешно развивается.

         

         

          Если все признаки налицо, со слухом у ребенка все должно быть в порядке. Но если один или несколько признаков отсутствуют, слух ребенка обязательно необходимо проверить у врача. И чем скорее, тем лучше. А если врач обнаружил у ребенка нарушение слуха, нужно немедленно обратиться к сурдологу и в кабинет . Чем раньше плохослышащий ребенок начнет пользоваться слуховыми аппаратами, тем лучше. Не откладывайте слухопротезирование, не тяните под предлогом того, что ребенок пока еще маленький, пусть немного подрастет. Это только навредит ребенку.

           

          К сожалению, до сих пор бытует ошибочное мнение о том, что слуховые аппараты вредны, и при их применении слух становится еще хуже. Оно сложилось много лет назад, когда слуховые аппараты действительно были низкого качества. Они сильно искажали звук, шумели, и их нельзя было настроить под индивидуальные особенности слуха пациента.

           

          Но с тех пор наука шагнула далеко вперед. Современные слуховые аппараты – это сложные микроэлектронные приборы высочайшего качества. Например, последняя новинка – цифровые слуховые аппараты, которые представляют собой крохотный компьютер. Такие аппараты обеспечивают очень "мягкое" комфортное звучание, наилучшую разборчивость речи, исключают возможность любых слуховых травм. Цифровые аппараты умеют даже отличать полезный сигнал, например, человеческий голос, от ненужного – окружающего шума, самостоятельно усиливая полезный сигнал и подавляя остальные.

           

          Цифровые аппараты меняют представления детей об окружающем мире. Мир оказывается объемнее, многообразие звуков – богаче. Дети слышат то, чего никогда раньше не только не слышали, но даже не подозревали, что знакомые им предметы или явления природы не безмолвны. Сухие осенние листья шуршат под ногами, и этот шорох ребенок слышит с высоты своего роста, а не приседая на корточки.

           

          Правильно подобранный слуховой аппарат способствует развитию остатков слуха, как бы тренируя слуховой анализатор, включая его центральные отделы в коре головного мозга. Поэтому современный слуховой аппарат, при условии правильной настройки, приносит ребенку только пользу.

           

          Иногда, очень редко, ребенок может иметь такую глубокую потерю слуха, что ему не в силах помочь самый мощный слуховой аппарат. Раньше такие дети были обречены на глухоту, но сегодня им приходит на помощь последнее достижение современной медицины и техники – кохлеарный имплант. В ходе хирургической операции во внутреннее ухо ребенка имплантируется специальное устройство. Оно берет на себя функции поврежденной "улитки" – органа слуха, который преобразует услышанные звуковые импульсы в электрические сигналы и посылает их в мозг, для дальнейшей обработки.

           

          Кохлеарную имплантацию смело можно назвать настоящей революцией в слухопротезировании. Уже неопровержимо доказано то, что практически глухие дети, достаточно рано получившие кохлеарный имплант и необходимую реабилитационную поддержку, добиваются гораздо больших успехов в овладении устной речью, чем дети с глубокой потерей слуха, пользующиеся слуховыми аппаратами.

           

          Современные слуховые средства позволяют плохослышащему ребенку вести активную социальную жизнь. Все больше детей с нарушениями слуха, которые ранее вынуждены были бы учиться в специальной школе для глухих, сегодня поступают в обычную школу и с успехом ее заканчивают. Но для этого требуется соблюсти основное условие: как можно раньше обнаружить потерю слуха у ребенка и как можно раньше ее скорректировать. Это целиком и полностью зависит от родителей. Очень часто родители плохослышащих детей жалуются на отсутствие необходимой информации. А ведь на первых порах достаточно знать всего одно: при малейшем подозрении, что у ребенка не все в порядке со слухом, нужно немедленно обратиться к врачу. Как можно раньше – вот и весь секрет. И это будет первым шагом на пути к успеху

          Версия для печати