оборудование для детей инвалидов. Программа Доступная среда
На главную Обратная связь Карта сайта
Дата Вторник, Сентябрь 26, 2017Время 1:38

Главная |  Слуховые аппараты и дети |  Проблемы интеграции слабослышащих детей

Проблемы интеграции слабослышащих детей

Проблема раннего обнаружения нарушения слуха у детей очень важна, и ей уделяется огромное значение. Однако, после выявления нарушения слуховой функции у ребёнка, перед родителями стоит вопрос, что же делать дальше? Как воспитывать и обучать своего ребёнка?

 

 О проблемах, возникающих на этом этапе, с Аудио Инфо поделилась ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики Наталья Дмитриевна Шматко.

 

 После выявления нарушений слуховой функции у ребёнка, оказывается недостаточно просто установить слуховой аппарат или вставить имплант в ухо, нужно сразу же приступить к коррекции отклонений в развитии. Институтом коррекционной педагогики Российской Академии образования, который был основан в 1929 году, был разработан комплексный подход к изучению детей с отклонениями в развитии.

 И уже к шестидесятым годам 20 века исследования института обеспечили создание в стране дифференцированной системы специального детского образования. Когда общество принимает в свои ряды+ Сурдолог участвует в решении не только медицинской проблемы, но и направляет ребёнка в подходящее для него образовательное учреждение.

 

 

 О проблемах, возникающих на этом этапе рассказывает ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики Наталья Дмитриевна Шматко. Она руководит исследовательским проектом " национальная образовательная система и интегрированный подход к образованию детей - инвалидов и детей с отклонениями в развитии". Совместно с другими сотрудниками ею были разработаны и опробованы на практике различные модели интеграции детей с ограниченными возможностями по слуху в слышащую среду.

 

По её словам, та модель, которая долгое время действовала в России, законодательно не предполагала интеграции.

 

Поэму подход к образованию был следующий: сначала ребёнок с отклонениями попадает в специализированное детское учреждение, там его учат, а потом, по окончании этого учреждения, он начинает приспосабливаться к жизни. При этом никто и никогда не отрицал необходимости общения детей с проблемами слуха со слышащими детьми. Но как сделать так, чтобы ребёнок имел возможность общаться со слышащими, например, в обычном детском саду и одновременно получать квалифицированную помощь, никто не знал. Модели интеграции. "Слуховой аппарат без определённой работы с ребёнком ничего не даёт. Так же - и простое погружение в речевую среду без соответствующего обучения ничего не даёт",- считает Наталья Шматко.

 

Необходимо дифференцированно подойти к каждому проблемному ребёнку, выяснить степень поражения слуха, его развитие речи и т.д., и уже в зависимости от этих показателей направить его в группу, обучение в которой подходит именно для этого ребёнка. "Есть разные модели,- говорит педагог,- у нас есть модель, когда, например, говорящий ребёнок (или потому что у него небольшое снижение слуха, либо потому, что он оглох уже после того, как научился говорить, либо потому, что имплантирован и прошёл первоначальный этап реабилитации) может обучаться в массовой группе детского сада".

 

Если это комбинированный сад, то есть тот, который имеет массовые и специальные группы, то такой ребёнок может получать помощь у педагога специальной группы. В таком случае помощь оказывается и педагогам массовых групп. Чтобы они знали, что и как нужно делать с такими детьми. Такая модель, полная модель интеграции, подходит лишь для небольшого количества детей.

 

Другая - частичная модель интеграции, подходит для детей, которые обладают нарушенной фазовой речью. Они могут участвовать в отдельных играх или занятиях, например, изобразительной деятельностью вместе с другими детьми, но проводить с ними лишь какую - то часть дня. Такие дети в количестве одного - двух человек вливаются в коллектив слышащих детей и занимаются под руководством дефектолога.

 

Для всех остальных детей до недавнего времени оставалась лишь модель временной интеграции. Это означало. Что слабослышащие дети встречались со слышащими лишь на общих площадках для гуляния, либо участвовали в редких совместных подготовках массовых праздников.

Это три различные этапа, которые проходил ребёнок прежде, чем попасть в нормальную массовую школу. При этом интеграция в слышащую среду была доступна лишь детям, которые наиболее развиты. "Кроме того,- отмечает Наталия Шматко,- сложности возникают в том, что если ребёнок сразу попал в массовую группу, то он хорошо там адаптируется, а если он проходил все эти этапы - сначала был во временной. Потом в частичной, и наконец - в полной, для него самым родным коллективом остаётся коллектив неслышащих." Общение исцеляет.

как выбрать слуховой аппарат

Чтобы изменить такое положение вещей и дать возможность детям с различными поражениями слуха общаться с обычными детьми, была придумана, апробирована и внедрена ещё одна модель - смешанных групп. Этот эксперимент начался под руководством института коррекционной педагогики 12 лет назад в двух московских детских садах в районах Марьино и Орехово. В этих садах. Которые не являются специализированными детскими садами, были открыты смешанные группы, в которых на 4-5 детей с нарушенным слухом приходится 8-10 слышащих детей.

 

Они действуют на постоянной основе, их ведут несколько воспитателей, в том числе дефектолог с высшим специальным образованием. Обычные же воспитатели проходят регулярно курсы повышения квалификации по специальности коррекционная педагогика для работы в подобных группах. Этот эксперимент был настолько удачным, что его немедленно поддержало министерство образования

 

Была создана нормативная база для организации подобных групп в дошкольных учреждениях, и опыт создания групп для слабослышащих был распространён на детей с другими отклонениями . Преодоление препятствий. Несмотря на то, что эксперимент был признан удачным, нельзя сказать, чтобы он внедрялся очень широко. Сейчас в Москве количество специализированных садов, куда могут ходить дети с отклонениями по слуху, всего13.

 

 В этих садах только начинают открываться смешанные группы , их количество увеличивается, но слишком медленно. Комбинированных садов, таких, которые начали этот эксперимент, по-прежнему оставалось два, то есть обычные массовые сады не стремятся открывать массовые группы. Это связано с изменением статуса учреждения. С получением новой лицензией на специальную деятельность и другими проблемами. " Это на так всё просто,- считает Наталья Шматко.- Нужно всему научиться и создать действительно единый коллектив взрослых - педагогов и родителей и единый коллектив детей.

 

 Нужно полтора - два года поработать по моделям, которые уже отработаны, чтобы слышащие дети увидели неслышащих детей, когда родители это увидели, когда готовы педагоги. Кроме того, наша задача- показать, что это возможно, и что это работает А уже дело органов образования заниматься распространением этих моделей." Выполняя поставленную задачу, институт коррекционной педагогики тщательно следит за тем, что происходит с детьми, которые обучаются в смешанных группах, собираются статистические данные, анализируется состояние, в котором дети поступают в детский сад и покидают его по прошествии нескольких лет.

 

 " В силу того, что дети находятся в массовом учреждении и общаются с нормальными детьми, конечно, процент, что они попадут дальше в массовую школу, значительно выше,- говорит Наталья Шматко.- Однако, мы не ставим задачу обязательно подготовить ребёнка к массовой школе. Тут важно посмотреть, насколько дети хорошо адаптированы к школьной жизни. Мы также не оцениваем общее развитие ребёнка, мы оцениваем прежде всего уровень речевого развития, возможность восприятия речи и некоторые математические представления детей. И кроме этого, проводим обследование на психологическую готовность к школьному обучению." Коррекция должна быть разноплановой. "Конечно, смешанные группы - это не панацея,- продолжает Наталья Шматко.- Для развития ребёнка дошкольного возраста есть различные варианты.

 

 В случае если ребёнок, например, воспитывается дома, тогда коррекционная помощь должна быть организована или в сурдокабинете, который для этого существует, или есть такая форма, как группа кратковременного пребывания. Эта группа предназначена для всех детей с нарушенным слухом, которые не посещают специальных учреждений." Очень важно понимать, считает Наталья Шматко, что при обучении ребёнка с нарушенным слухом, это не просто обучение, а воспитание и обучение. Если ребёнку не обеспечивается общее развитие, то с имплантом или без импланта, он ничего не достигнет, потому что он прежде всего ребёнок.

 

 У него должны формироваться те виды продуктивной деятельности, физического развития, которые соответствуют его возрасту. "Речь - это высшая психическая функция,- подчёркивает Наталия Шматко.- Любой сурдоцентр или даже реабилитационный центр всегда будет отставать в этом плане от детского сада и групп кратковременного пребывания. В группах кратковременного пребывания, которые работают в детском саду, с детьми занимаются специалисты по различным профилям - по физической культуре, музыкальному развитию, изобразительной деятельности. Там работают психологи и педагоги. Этого никогда не будет на базе медицинского учреждения, потому что иначе медицинское должно будет превратиться в педагогическое.

 

А это неправильно". Конечно, многое ещё предстоит сделать в сфере адаптации слабослышащих детей. Проблем слишком много, чтобы решить их за один день. Одна из таких проблем - профильное высшее образование. "Дефектологические факультеты, в основном, готовят специалистов для специальных детских садов и школ, то есть у них нет курсов по работе в системе здравоохранения, а она достаточно специфична,- говорит Наталия Шматко.- Нужно готовить педагога для системы здравоохранения.

 

Также нет курсов по имплантированным детям, по ранней помощи, по интегрированному обучению. А это насущные задачи, без которых вряд ли можно наладить единую систему помощи слабослышащим сегодня".

 

Константин Беляев