оборудование для детей инвалидов. Программа Доступная среда
На главную Обратная связь Карта сайта
Дата Пятница, Ноябрь 15, 2019Время 12:24

Главная |  Новости жизни глухих |  Преступность среди глухих и меры по ее преодолению

Преступность среди глухих и меры по ее преодолению

ПРЕСТУПНОСТЬ СРЕДИ ГЛУХИХ И МЕРЫ ПО ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ .

Преступления, совершаемые глухими, - часть общей преступности, которая как социально негативное явление подчиняется определенным закономерностям. Его изучением, а также разработкой мер по предупреждению занимается криминология - наука, изучающая состояние, уровень, структуру, динамику преступности, анализирующая ее причины, особенности личности преступника.

 

 

Познание закономерностей преступности и связанных с нею явлений - непременное условие эффективности борьбы с этим социальным злом. Криминология изучает преступность, как в целом, так и отдельные группы, виды преступлений. Такой подход позволяет максимально конкретизировать, дифференцировать меры борьбы с преступностью. Именно в этих целях в структуре преступности в целом можно выделить как одну из составных частей преступность среди глухих. Изучение преступности среди глухих показывает, что она, подчиняясь общим закономерностям, присущим преступности в целом, имеет некоторые особенности, специфические черты.

 

 

В преступности глухих, как и в преступности в целом, преобладают корыстные посягательства.

 

 

Этим определяется первостепенное значение работы по профилактике краж, грабежей и других имущественных преступлений для искоренения преступности среди глухих. Особо следует подчеркнуть необходимость активной работы по предупреждению и пересечению карманных краж - относительно распространенного преступления среди глухих.

 

 

Доля насильственных преступлений, посягающих на жизнь и здоровье личности, в изучаемом контингенте примерно такая же, как и в преступности в целом (около 6 % от всех преступлений). Они совершаются в основном по бытовым мотивам. Некоторые насильственные посягательства могут иметь очень тяжкие, невосполнимые последствия. В этом их особая общественная опасность.

 

 

В преступности глухих несколько выше, чем в преступности в целом, удельный вес хулиганства и близких к нему преступлений, таких, как сопротивление работникам милиции или народным дружинникам (20 %).

 

 

Каждое восьмое преступление совершается глухими в местах привычного общения в клубах ВОГ, в общежитиях и т. п.

Слуховые аппараты- синоним преступности?

 

 

Выделяется еще одна характерная особенность. Если в структуре преступности в целом такие преступления, как изготовление или сбыт порнографических предметов (статья 228 Уголовного кодекса) и занятие запрещенным промыслом (статья 162), встречаются сравнительно редко, то в структуре преступности глухих они занимают довольно значительное место. В связи с этим можно отметить бытующее среди некоторых глухих мнение, что изготовление и сбыт порнографических предметов - занятие весьма безобидное. Это преступление представляет собой посягательство на нравственное здоровье населения, и особый вред причиняет подрастающему поколению. Как правило, мотивами такого преступления являются корыстные цели.

 

 

Для того чтобы успешно бороться с преступностью, целенаправленно и активно вести работу по ее предупреждению, мало знать основные характеристики, показатели, общие и частные признаки этого социального негативного явления. Необходимо изучать корн, истоки, причины и условия возникновения преступности, т. е. знать, что ее порождает, способствует сохранению, облегчает действия преступникам и т.д.

 

 

Преступление - это всегда результат определенной идейной нравственно- психологической деформации личности, искажения ее потребностей и интересов, жизненных ориентацией и мотивов поведения. Можно сказать, что оно - продукт нравственной невоспитанности отдельных людей. Было бы, однако, неправильным сводить весь причинный комплекс преступности к явлениям сознания, к проблемам чисто нравственным.

 

 

Сохранению, а иногда и оживлению антиобщественных взглядов и привычек, других субъективных причин преступности способствуют многообразные противоречия и диспропорции общественной жизни, такие, например, как теневые стороны экономических отношений, бесхозяйственность, различные недостатки в организации производства, использовании трудовых ресурсов, неполное удовлетворение спроса на отдельные товары, просчеты в воспитательной работе, в правоохранительной деятельности и т.д. Давно подмечены устойчивые и многосторонние связи преступности с пьянством - социальным злом, которому в настоящее время объявлена решительная война.

 

 

Сказанное относится и к причинам преступности среди глухих. Например, анализ дел об имущественных преступлениях показывает, что они совершаются не потому, что преступники были лишены права на труд, не имели возможности прокормиться, одеться, обуться и т.д., а потому, что им свойственны паразитические наклонности, стремление жить за счет общества, других граждан, присущи извращенные потребности и примитивные интересы. Для большинства насильственных преступлений, совершаемых глухими, характерна так называемая пьяная мотивация, сочетающая с эгоизмом, неуважением к личности, неумением сдерживать себя в конфликтных ситуациях.

 

 

В криминологической науке и правоохранительной практике, наряду с причинами преступности 9ее отдельных групп, видов, равно как и конкретных преступлений), выделяются также условия, содействующие возникновению этого социально негативного явления. К таковым относятся низкий образовательный уровень, неблагоприятная обстановка семейного воспитания, недостатки в организации досуга, плохая охрана материальных ценностей и т.д.

 

 

Если говорить об условиях преступности среди глухих среди глухих, то они, точнее некоторые из них,имеют специфический характер. Рассмотрим этот вопрос подробнее, так как это имеет большое значение для организации целенаправленной профилактике преступности.

 

 

В первую очередь следует учитывать, что имеющийся у глухих недуг ставит перед ними непростые проблемы в различных сферах жизни: обучении, образовании, профессиональной подготовке, трудоустройстве, общении, досуге и т.д. В большинстве своем глухие люди благодаря специальному обучению, социальной и моральной поддержке общества решают эти проблемы, преодолевают возникшие трудности. Те же, кто не приобрел должной моральной закалки, прочной нравственной основы, выбирают путь "наименьшего сопротивления", который может привести к правонарушениям, а порой и преступлению.

 

 

Забота, которую проявляют общество, государство о людях, нуждающихся в ней, не всегда доходит до отдельных ли, попавших в беду. В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что среди глухих, совершивших преступления, велика доля лиц не являющихся членами ВОГ (более половины).

 

 

Организации ВОГ много делают для жизненного устройства глухих, повышения их культурного и образовательного уровня, профессиональной ориентации и подготовки, обеспечения работой по специальности, организацией досуга, оказания в необходимых случаях материальной помощи. Все эти деяния, несомненно, способствуют предупреждению правонарушений. Однако мы думаем, что имеются еще резервы для совершенствования и расширения такой работы. Социальная помощь должна охватывать всех, кто в ней нуждается, и, что важно, осуществляться своевременно, при малейших симптомах социального неблагополучия, будь то временные материальные затруднения (если они, конечно, не связаны с праздным, паразитическим образом жизни) или напряженность в семейно - бытовых отношениях. В противном случае возможно неблагоприятное развитие событий по закону цепной реакции и как исход - совершение преступления или его рецидив (повторение).

 

 

Более внимательного отношения требуют и глухие, которые освобождаются из мест лишения свободы. Процесс включения их в честную трудовую жизнь связан с некоторыми дополнительными трудностями, особыми сложностями.

 

 

Судебная - следственная практика, криминологические исследования показывают, что многие преступления, в том числе тяжкие, начинаются с" малого", т.е. им предшествуют антиобщественные действия, нарушения моральных норм, административные и иные правонарушения непреступного характера. Иногда это целая полоса так называемого преступного поведения, длящегося месяцами и даже годами. При этом антиобщественное действия порой остаются безнаказанными, на них никто не реагирует. Изучение дел о преступлениях, совершенных глухими, показывает, что подобные "скидки" (безнаказанность) делаются им в целом чаще, чем здоровым людям.

 

 

По - человечески понять это можно, но оправдать нельзя. Надо со всей определенностью сказать, что это мнимый, ложный гуманизм. Проявляемая в таких случаях снисходительность нередко оборачивается против тех, на кого она направлена, ибо вовремя непредостереженный человек, почувствовав безнаказанность, продолжает катиться

 

 

по наклонной плоскости и может совершить уже, например, не мелкое хулиганство, а уголовно наказуемый проступок; может перейти от мелкой спекуляции, влекущей административную ответственность, к спекуляции, караемой в соответствии с уголовным законом; от скандалов на почве злоупотребления спиртными напитками к тяжким насильственным преступлениям против личности и т.д. Если бы человека, для которого характерно продолжительное антиобщественное поведение, вовремя остановили (использовав для этого силу закона и общественного мнения, воспитательно

 

 

- профилактические возможности трудовых коллективов, советов профилактики правонарушений, общественных пунктов охраны порядка и т. д.), некоторых преступлений можно было бы избежать.

 

 

Уже упоминалась связь преступности с пьянством и алкоголизмом. Говоря об условиях, способствующих преступным проявлениям в среде глухих, необходимо на этом вопросе остановиться подробнее. Статистика показывает, что с пьянством связано формирование значительного массива преступности: 95% хулиганств, 75% убийств и телесных повреждений, изнасилований, 85% разбоев и грабежей, 40% краж совершаются лицами, находящимися в нетрезвом состоянии и, как правило, до этого злоупотреблявшими крепкими спиртными напитками.

 

 

Как свидетельствует судебно - следственная практика, алкоголь в самых различных дозах (не обязательно больших) "сбивает с ног", "лишает разума" даже вполне здоровых людей. Еще сильнее влияет это состояние на поведение людей, страдающих теми или иными недугами. Ведь даже простая усталость, небольшое нервное напряжение снижают сопротивляемость организма разрушительному действию алкоголя. И не случайно, конечно, в состоянии алкогольного опьянения _ этого добровольного сумасшествия глухие люди совершают самые дикие, бессмысленные преступления.

 

 

Обусловленность преступности пьянством не сводиться к тому, что значительная часть преступлений совершается в пьяном виде. Многие имущественные преступления совершаются с единственной целью - добыть спиртное или средства на его приобретение. Спиртные напитки могут быть предметом спекуляции, взятки и некоторых других преступлений.

 

 

Весьма существенно влияние пьянство на семейно - бытовые отношения. В результате пьянства в стране ежегодно распадается огромное количество семей, в свою очередь, это приводит к росту преступности, особенно бытовой, сказывается на уровне правонарушений среди несовершеннолетних.

 

 

Завершая разговор о причинах и условиях преступности среди глухих, следует указать на недостатки в работе по формированию правового сознания, упущения в правовом воспитании неслышащих граждан. Развитие правосознания предполагает не только значение требований правовых норм (что дозволено, а что запрещено), но и внутреннюю готовность соблюдать эти требования, вести себя в соответствии с ними и потому создает прочный заслон на пути к преступлениям. Человек, обладающий таким правосознанием, способен устоять перед соблазном, он может преодолеть давление неблагоприятной жизненной обстановки и найти из нее выход, он владеет своими чувствами и поведением в конфликтной ситуации и т.д.

 

 

Изучение дел о преступлениях, совершенных глухими, показывает, что у них, как правило, выявляются те или иные пробелы или даже искажения в правовом сознании, что, естественно, отражается и на их поведении. Редко, но тем не менее, бывает и так, что преступник не подозревает о запрещенности, наказуемости того или иного деяния (например, изготовления или сбыта порнографических предметов, о чем уже упоминалось). Однако еще древнее юридическое правило гласит, что незнание закона не освобождает от ответственности. Чаще же дело обстоит сложнее: человек знает о том, что такой - то проступок карается законом, но это знание не становится для него надежным внутренним регулятором поведения. Он либо считает, что не дозволенное другим дозволено ему, либо рассчитывает на безнаказанность, просто не задумывается о возможных последствиях своих действий и т.д.

 

 

Изучение практики показывает, что в правовом воспитании глухих допускаются существенные недоработки.

 

 

Перед ними крайне редко выступают юристы, мало проводится лекций, бесед на правовые темы. В право воспитательной работе не всегда учитывается специфика аудитории. Иногда такие мероприятия проводятся формально, на низком методическом уровне. Нечасто занимаются проблемами борьбы с правонарушениями руководители организаций ВОГ, а также предприятий, где работает значительное число глухих.

 

 

Итак, мы рассмотрели основные характеристики преступности среди глухих, ее особенности, причины и условия, что дает нам возможность более предметно говорить о путях и средствах борьбы с правонарушениями, об их предупреждении.

 

 

Выявление преступлений, наказание виновных - дело важное и необходимое. Но это реакция на уже совершенное преступление и кардинально решить таким путем проблему искоренения преступности, как показывает опыт, нельзя. Надо в первую очередь стремиться к ликвидации корней, истоков преступности, к выявлению и пересечению зла в самом его зародыше. Подобно тому, как медицина делает в охране здоровья людей ставку на профилактику, важно усиливать профилактику и при лечении социальных болезней, к каковым относится преступность. Целенаправленная деятельность по предупреждению преступлений в наибольшей степени соответствует гуманным принципам социализма.

 

 

В предупредительной работе, направленной на борьбу с преступностью, используются не только правовые, но и иные средства и возможности - экономические, организационно - управленческие, идеологические, технические и т.д. А это очень важно, если учесть, что преступность имеет разнообразные проявления (виды, формы и др.) и обусловливается множеством различных факторов и обстоятельств.

 

 

Создание широкого фронта борьбы с преступностью означает, что ее предупреждение не может быть делом лишь, к примеру, правоохранительных органов. В Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду КПСС подчеркнуто, "что обеспечение законности и правопорядка будет тем полнее, чем активнее будут включены в эту работу партийные и советские органы, профсоюзы и комсомол, трудовые коллективы и народные дружины, все силы нашей общественности"

 

 

Таким образом, предупреждение правонарушений - это дело поистине всенародное. Как подчеркивается в новой редакции Программы КПСС, в борьбе с негативными явлениями необходимо использовать "авторитет общественного мнения и силу закона".

 

 

Не могут, не должны стоять в стороне от усилий, направленных на предупреждение преступлений, организации ВОГ (на всех уровнях), администрация и общественность предприятий, где трудятся люди, лишенные слуха, представители учреждений, ответственных за организацию их досуга, а также учебных заведений, где они обучаются, и т.д.

 

 

Давно известно, что решение любой проблемы начинается с досконального ее изучения. Только при этом условии можно действовать со знанием дела, решать возникающие вопросы. В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что во многих организациях ВОГ нет даже элементарного учета преступлений и других правонарушений, совершаемых глухими. Без такого учета трудно, конечно, разрабатывать и осуществлять целенаправленные профилактические меры.

 

 

Речь, разумеется, не идет о том, чтобы вводить дополнительную отчетность, громоздкие статистические формы и т.п. Но фиксация хотя бы минимальных сведений о преступлениях и других правонарушениях глухих (их видах, направленности, объектах посягательств, времени и месте совершения, личности виновных, типичных причинах и условиях, последствиях) в организациях ВОГ необходима. Анализ учетных данных о правонарушениях и правонарушителях позволит охватить проблему в целом, видеть в ней узкие места, недоработки. Он может указать на определенные категории лиц и объекты, требующие повышенного внимания при планировании, организации воспитательно-профилактической работы, подсказать, в каком направлении следует действовать, чтобы не допустить новых правонарушений. Учет правонарушителей необходим и для проведения индивидуальной воспитательно-профилактической работы с теми людьми, чье антиобщественное поведение свидетельствует о возможности их вступления на преступный путь.

 

 

Особо следует подчеркнуть важность комплексного подхода к решению задач предупреждения преступности. Как уже говорилось, она порождается множеством разнообразных причин. И необходимо такой "многоликости" противопоставить продуманную систему различающихся по направленности и содержанию взаимосогласованных мер предупреждения преступности, обеспечить их комплексный характер.

 

 

Хорошей организационной основой для создания широкого фронта борьбы с преступностью и связанными с нею негативными явлениями могут быть комплексные планы профилактики правонарушений. В принципе нельзя отрицать целесообразности разработки таких планов в некоторых крупных организациях ВОГ (если окажется, например, что на соответствующей территории глухими совершается значительное число преступлений и других правонарушений, что их число имеет устойчивую тенденцию к росту и т. д.). В остальных случаях комплексные мероприятия по профилактике правонарушений среди глухих следует включать в планы социального развития предприятия, где работает достаточно большое количество таких лиц.

 

 

В работе по предупреждению преступности важно также уметь вызывать к жизни, к действию так называемые антикриминогенные, т.е. противостоящие этому социальному злу, факторы. Их немало в каждом звене, в каждой ячейке сложного общественного организма. Это и здоровое общественное мнение, и строгий порядок, дисциплина, и активная жизненная позиция большинства советских людей, и непримиримое отношение честных тружеников к малейшим отступлениям от норм социалистического общежития и т. д.

 

 

Преступление - результат взаимодействия личности с социальной средой. Соответственно, профилактика преступлений должна осуществляться по двум основным направлениям. Первое включает воздействие на ту личность, которая, судя по ее противоправному, антиобщественному поведению, может встать на преступный путь. Опыт показывает, что особого внимания при этом заслуживают ранее судимые глухие (освобожденные из мест лишения свободы, осужденные условно к исправительным работам и другим мерам наказания, не связанным с лишением свободы), лица, совершающие административные правонарушения (мелкое хулиганство, мелкие хищения, мелкую спекуляцию и др.), злоупотребляющие спиртными напитками, уклоняющиеся от общественно полезного труда.

 

 

Уже сам факт применения административного взыскания, иных мер правового воздействия за допущенное правонарушение человека. Он служит своеобразным предупреждением виновному о том, что в случае продолжения антиобщественного поведения (чревато угрозой совершения преступления) он, может быть, подвергнут более строгим мерам наказания. Каждый оступившийся человек, хотя бы он совершил и незначительное правонарушение, требует целенаправленного воспитателно - профилактического воздействия.

 

 

Особое значение в воспитательно-профилактической работе с правонарушителями имеет взыскательный суд товарищей. Общественное мнение (конечно, если оно правильно сформулировано и выражено) оказывается, как правило, несравненно более сильным средством воспитательного воздействия, нежели административное взыскание или иное наказание. К сожалению, бывает так: подвергнется человек аресту за мелкое хулиганство или попадет в медицинский вытрезвитель, наложит на него штраф товарищеский суд, и на этом, как говорится, ставится точка: ни непосредственный руководитель на работе (бригадир, мастер и т. д.), ни администрация, ни представитель общественных организации с ним не побеседуют, не поинтересуются причинами проступка, не предостерегут на будущее.

 

 

Как показывает опыт, весьма действенно обсуждение фактов антиобщественного поведения непосредственно на собрании первичного коллектива (бригады, участка, небольшого цеха), где трудится неслышащий правонарушитель, на совете общественного пункта охраны порядка или на совете профилактики правонарушений. В этой связи надо отметить, что советы профилактики правонарушений, к сожалению, отсутствуют на многих предприятиях.

 

 

Публичное обсуждение антиобщественных действий должно быть тщательно подготовлено. Желательно участие в нем работника милиции, проводившего разбирательство по данному правонарушению. Он может дать правильную фактическую и юридическую оценку содеянного, раскрыть общественную опасность противоправного поступка, все его вредные последствия, причины, ему способствовавшие, охарактеризовать роль виновного, потерпевшего и т.д.

 

 

Объективную оценку, осуждение противоправных действий должны дать авторитетные, уважаемые, наиболее популярные в данном коллективе люди (передовики производства, ветераны труда, руководители общественных организаций и т.д.). Если на заседании совета допускаются демагогические высказывания, попытки оправдать провинившегося, надо умно, тактично, но убедительно дать им отпор. Вся атмосфера обсуждения должна побуждать правонарушителя к публичному раскаянию, осуждению своих действий, содействовать формированию у него чувства ответственности перед коллективом, стремления оправдать его доверие.

 

 

Значительный воспитательный эффект дают индивидуальные беседы, конечно, при условии, что они правильно организованны, ведутся педагогически грамотно, людьми обладающими большим жизненным опытом, знающими жестомимическую речь, пользующимися авторитетом. Воспитательно-профилактические беседы могут проводиться представителями администрации, общественных организаций, ВОГ, сурдопедагогами, работниками милиции, наставниками, ветеранами труда, другими уважаемыми людьми.

 

 

Воспитательно-профилактическая беседа - дело живое, не терпящее формализма, казенщины, а тем более угроз, оскорблений, запугивания. Она должна носить доверительный характер, в полной мере соответствовать требованиям педагогического такта. Ни на минуту нельзя забывать, что разговор идет с человеком трудной судьбы, на долю которого выпали серьезные испытания. Вместе с тем в беседе должны быть поставлены очень четкие нравственные акценты. Надо помнить, что справедливые требования, особенно если они хорошо аргументированы, подкреплены яркими примерами из жизни, рано или поздно найдут отклик у того, к кому они обращены. Во время беседы необходимо стремиться к тому, чтобы помочь глухому правонарушителю осознать свой проступок, все его вредные последствия и подвести его к нравственному осуждению собственных неправомерных действий, пониманию того, они не должны повторяться. Для этого важно уметь использовать так называемые логические аргументы, находить дорогу к чувствам человека, особенно таким, как чувство долга, ответственности, стыда и совести. Особое значение для "перековки" личности имеет чувство ответственности перед коллективом, перед товарищами, перед людьми, авторитетными для данного лица.

 

 

 

Хорошо себя зарекомендовала и такая форма воспитательно-профилактического воздействия, как шефство над людьми, склонными к совершению правонарушений. Оно может быть как коллективным. Так и индивидуальным. При выборе шефов полезно посоветоваться с работниками милиции. Важно. Чтобы между шефом и его подшефным существовало взаимопонимание, не было психологических и иных барьеров, затрудняющих общение. И конечно, у них должны быть общие интересы, увлечения положительной направленности.

 

 

Ведь главное в шефской работе - убеждение не только словом (хотя и от этого не следует отказываться), но и делом, личным примером шефа в труде, в общественной работе, в использовании полезного досуга.

 

 

К сожалению, на некоторых предприятиях, где трудятся глухие, шефская работа с лицами, склонными к совершению правонарушений, не ведется либо ведется крайне слабо. Причем в основном работа эта осуществляется переводчиками. В этом смысле хорошим исключением из правил являются специализированные предприятия для глухих УПП - 1 и УПП - 2 Москвы, где активно работают совет наставников, комиссия по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Здесь под контроль берутся и те, кто выделяется своим антиобщественным поведением, и те молодые люди, в семьях которых не все благополучно. В качестве наставников избираются наиболее опытные и авторитетные работники, как из числа глухих, так и из числа слышащих.

 

 

В индивидуальной воспитательной работе с теми, кто вызывает социальное опасение, кто требует контроля и внимания, наставникам следует учитывать значимость активного включения этих людей в общественную жизнь, в интересные и полезные дела. Кстати, социологическое исследование, проведенное на предприятиях Москвы, где трудятся неслышащие граждане, показало, что глухие проявляют значительный интерес к занятиям физкультурой и спортом, фотографированию, чтению, рисованию, к шахматам и др.

 

 

Вместе с тем другие данные свидетельствуют, что многие из опрошенных не нашли себя в общественной жизни того коллектива, где они трудятся. Думается, что здесь есть над, чем поработать первичным организациям ВОГ.

В воспитательной работе с правонарушителями необходимо использовать и такой метод, как поощрение. В основе этого педагогического метода лежит, прежде всего, доверие к нравственным силам и возможностям того, кто подвергается воспитательному воздействию. В работе с глухими правонарушителями (особенно с ранее судимыми) весьма важно вовремя обнаружить позитивные изменения в их поведении, заметить стремление порвать с друзьями, втянувшими их в антиобщественный образ жизни, желание отказаться от дурных привычек и т.д. В то же время, для того чтобы этот метод оказал положительное воспитательное воздействие на правонарушителя, он должен основываться на объективной требовательной оценке поведения индивидуума и применяться своевременно.

 

 

Другим направлением профилактической работы является активное воздействие на неблагополучную социальную микросреду, где живет, и трудиться правонарушитель, с целью ее оздоровления.

 

 

Известно, что нравственное формирование личности происходит под влиянием условий ее общественного существования в семье, школе, трудовом коллективе, в компании друзей, знакомых и т.д. Здесь, прежде всего, следует остановиться на условиях семейного воспитания глухого, ибо именно в семье человек, потерявший слух, приобретает первые представления о мире, о людях, о законах нравственности.

 

 

Для предупреждения и устранения негативных влияний в сфере семейного воспитания следует, прежде всего, своевременно выявлять неблагополучные семьи, т.е. такие, целостность которых нарушена вследствие смерти или ухода из семьи одного из супругов, где складываются ненормальные взаимоотношения (ссоры, скандалы, драки), где имеет место антисоциальное поведение (пьянство, уклонение от общественного труда) какого - либо из членов семьи.

 

 

Для выявления неблагополучных семей следует использовать помощь трудового коллектива, общественности, родственников, соседей.

 

 

Большую пользу приносит обсуждение аморального поведения членов семьи, родственников подшефного на заседании общественного совета охраны порядка, на собрании либо по месту жительства, либо первичной организации ВОГ. В тех случаях, когда обнаруживается отрицательное влияние, например в виде подстрекательства к преступлениям, вовлечения в пьянство, членов семьи, родственников, лиц из ближайшего окружения, они в установленном законом порядке привлекаются к ответственности.

 

 

Трудно переоценить роль школы - интерната в нравственном формировании личности глухого. Именно здесь он приобретает навыки общения с окружающими слышащими людьми, овладевает способами общения в среде глухих, получает необходимые знания, проходит трудовую подготовку, обретает друзей. Однако в школьном обучении и воспитании имеются свои узкие места, недоработки, такие как слабая связь с семьей, недостаточная работа с неуспевающими учениками, неудовлетворительный контроль за времяпрепровождением и поведением учащихся вне школы, определенный языковый барьер между учащимися и педагогами (в некоторых школах либо совсем, либо частично запрещено жестомимическое общение).

 

 

И, наконец, необходимо обозначить и ту среду, которая выпадает из поля зрения ВОГ, трудовых коллективов, общественности. Это те глухие, кто нигде не работает, не учится, пьянствует, ведет антиобщественный образ жизни. Нередко подобные лица (обычно неоднократно судимые) оказывают пагубное влияние на других граждан, втягивают неустойчивых поначалу в пьянство, а затем в совершение преступления. В данном случае требуется решительное вмешательство милиции. Однако и здесь немаловажное значение в профилактической работе должны оказывать организации ВОГ различных уровней, трудовые коллективы и ближайшее окружение.

А. И. АЛЕКСЕЕВ, Б. А ЮЛИН

Версия для печати