оборудование для детей инвалидов. Программа Доступная среда
На главную Обратная связь Карта сайта
Дата Суббота, Декабрь 14, 2019Время 3:26

Главная |  Новости жизни глухих |  В государственной думе обсудили проблемы инвалидов

В государственной думе обсудили проблемы инвалидов

>19 марта 2008 года в Государственной Думе Российской Федерации состоялся Круглый стол на тему «Технические средства реабилитации инвалидов: производство и гарантии полноценной жизни». Организаторами мероприятия выступили Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, Вице-президент ВОС, Первый вице-президент Параолимпийского Комитета России, член-корреспондент РАОО. Н. Смолин, а также Общероссийская общественная организация инвалидов - Российский Союз инвалидов, общественное движение "Образование для всех".

 

В слушаниях приняли участие руководители и представители Минздравсоцразвития РФ и органов управления здравоохранением и соцзащитой субъектов Федерации, Федерального и территориальных фондов социального страхования, Федерального бюро медико-социальной экспертизы, Аппарата Уполномоченного по правам человека РФ, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации и Общественной палаты РФ руководители научных центров и учреждений, производители реабилитационной техники и средств реабилитации, представители общественных объединений инвалидов и родителей детей-инвалидов.

 

Фонд «Страна глухих» делегировал на это важное мероприятие, имеющее большое общественное значение, М. Парамзину. В работе Круглого стола приняла так же участие и Е.Р. Цыганкова, заведующая кафедрой сурдологии Российской медицинской академии повышения квалификации, сотрудник Центра аудиологии, давно и плодотворно сотрудничающая со «Страной глухих».

 

В ходе слушаний обсуждались такие важные для инвалидов вопросы, как доступность технических средств реабилитации (ТСР), права инвалидов на образование и труд, проблемы эффективности действующего порядка и правил обеспечения инвалидов средствами технической реабилитации, аспекты деятельности бюро МСЭ и Фонда социального страхования в плане обеспечения инвалидов необходимыми ТСР, эффективность расходования бюджетных средств и действующего порядка государственных закупок протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации для инвалидов.

 

Заседание Круглого стола открыл Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Олег Николаевич Смолин, который давно занимается проблемами инвалидов в Российской Федерации. Он вкратце отметил озабоченность проблемами инвалидов и предложил искать пути решения данных проблем.

Присутствующие с болью и тревогой говорили о тех препонах, которые должен преодолеть инвалид, чтобы получить причитающееся ему по закону средство технической реабилитации (ТСР), о проблемах, связанных с получением ИПР и посещениями МСЭ.

 

Неслышащий человек с целью получения слухового аппарата через ФСС должен совершить 15 действий за 4,5 месяца, а слепые сдают все анализы, чтобы получить собаку-поводыря - видимо, государство беспокоится, что они чем-то могут заразить собаку… Отношение к инвалидам в обществе наглядно иллюстрируется тем фактом, что даже в Государственной Думе нет пандусов для инвалидов-колясочников.

 

Многие проблемы являются общими для всех инвалидов - как совместить конкурсы на ТСР (где побеждает отнюдь не качество, а искусственное сбивание цен, конкурсы проходят по документам, искажающим реальность) с правом выбора для каждого инвалида ТСР.

 

Всероссийское общество глухих на слушаниях представляли начальник Управления ВОГ В.А. Рахов и Председатель МГО ВОГ В.З. Базоев. Было отмечено, что в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг для обеспечения инвалидов по слуху впервые кроме слуховых аппаратов были включены телефонные устройства с текстовым выходом, сигнализаторы звука световые и вибрационные, телевизоры для приема программ со скрытыми субтитрами, сурдопереводческие услуги. В то же время после принятия нового пенсионного законодательства и ФЗ № 122 пенсия по инвалидности и ежемесячные денежные выплаты стали производиться не по группе инвалидности, а по степени ограничения способности к трудовой деятельности. В результате большому количеству глухих граждан после проведения переосвидетельствования была установлена нулевая степень ограничения способности к трудовой деятельности, инвалиды потеряли пенсию по инвалидности. Особенно массовый характер приобрела эта порочная практика в Республике Удмуртия и в Хабаровском крае.По данным ФСС в 2007 году глухие получили около 22 тысяч технических средств реабилитации. А суммарная потребность в этих изделиях в десятки раз выше, около 200 тысяч. Таким образом, большая часть инвалидов по слуху либо не обращается в МСЭ, либо не получает необходимую отметку в индивидуальной программе реабилитации (ИПР).

 

Критикуя существующую систему ИПР, В.А. Рахов отметил, что обеспеченность глухих ТСР - около 10%, слабослышащих - еще меньше. Было сказано, что выдача слуховых аппаратов не снимает потребности в дополнительных ТСР, особенно при больших потерях слуха — аппарат нужен как опора для восприятия речи, но свободного устного общения он обеспечить не может, поэтому необходимы факсы, телевизоры с телетекстом и т. д .

 

У большинства глухих нет записи в ИПР о предоставлении ТСР, это связано с необходимостью вынужденного прохождения повторного переосвидетельствования, в том числе и бессрочниками, и изменением степени утраты трудоспособности, что ведёт к потере инвалидом части пенсии; значительными потерями времени на прохождение процедуры переосвидетельствования и с высокими моральными и психологическими издержками; не определены четко сроки действия ИПР, в разных регионах они различаются. Большинству инвалидов ИПР выдаётся на год, а значит, их обрекают на повторное стояние в очередях и прохождение всех инстанций.

 

Для нормализации ситуации с обеспечением инвалидов по слуху ТСР и оказанием им услуг сурдоперевода было предложено полностью изменить методические рекомендации по обеспечению инвалидов техническими средствами, в частности относящиеся к инвалидам по слуху и ввести упрощённую процедуру оформления ИПР и внесение в неё изменений и дополнений, связанных с предоставлением необходимых технических средств реабилитации.

 

В ходе слушаний выступила так же и Е. Р. Цыганкова, заведующая кафедрой сурдологии Российской медицинской академии повышения квалификации. Она представила информацию, значимую как для пациентов, так и для специалистов-сурдологов. Ею отмечено, что существующая система вынуждает сурдологов фактически не подбирать слуховые аппараты для людей, а под выделенные слуховые аппараты подбирать людей. Это приводит к тому, что по стране валяются коробки со слуховыми аппаратами низкого качества, которые ни на что не годятся. Люди же в результате не получают необходимую помощь.

 

Е.Р. Цыганкова высказала мнение, что существующая система тендеров ведет к тиражированию никуда негодных моделей. Это не помощь в развитии отечественных производителей слуховых аппаратов, а тупиковый путь. Она также подчеркнула необходимость перехода к системе сертификатов, которая позволит более индивидуально и гибко подойти к обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами и другими ТСР. Ею было сказано так же и о том, что есть много граждан с недостатками слуха, которые не оформляют инвалидность в первую очередь по психологическим причинам, потому что прохождение врачебных инстанций, МСЭ и получение ИПР в для этих людей в настоящее время является тяжелым психотравмирующим фактором. Люди просто не выдерживают. Была также высказана мысль, что инвалиды должны иметь право на налоговый вычет при получении и оплате лечения, покупке лекарств и ТСР.Кроме того, Е.Р. Цыганкова констатировала, что слухопротезирование с помощью слуховых аппаратов и кохлеарных имплантатов (КИ) не может развиваться без соответствующей инфраструктуры, должно быть адекватное количество сурдологов, у них должны быть хорошие рабочие места и условия для работы.

 

Евгения Ростиславовна предложила признать кохлеарную имплантацию средством технической реабилитации. Ведь этот метод слухопротезирования включает в себя не только имплант, который вживляется внутрь, но и слуховой процессор, кабели, источники питания. На одни только батарейки для речевого процессора в течение года имплантированные тратят 9,5 тысяч рублей. Раз в пять лет требуется плановая смена процессора, а это от 5 до 10 тысяч евро, а таких больных после операции МСЭ считают здоровыми, отказывают в поддержке, чем сводят на нет процесс интеграции.

 

Е.Р. Цыганкова поддержала представителей ВОГ , говоривших о необходимости расширения для глухих перечня ТСР, куда сейчас входят слуховые аппараты, телевизоры с телетекстом, специальные телефоны, световые индикаторы, услуги сурдоперевода, между тем необходимо включить сюда системы беспроводной связи, будильники, видеодомофоны, и другие приспособления специального назначения для коммуникации неслышащих.

 

Было отмечено, что мало раздать глухим мобильники, предоставить доступный Интернет, телевизоры с телетекстом и факсы, надо ещё дать круг государственных учреждений, с которыми можно общаться посредством факсов и SMS, и высказана идея отдельного круглого "стола", где необходимо обсудить как сделать общество максимально адаптированным для комфортного пребывания людей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья.

 

На фоне аргументированных и продуманных предложений, высказанных на слушаниях, выглядело несколько странным заявление представителя ФСС, со ссылкой на приказ Минздравсоцразвития № 877 о компенсациях, о том, что переход на сертификаты нецелесообразен, так как фактически аналогичная система уже работает. Между тем, размер компенсации определяется стоимостью модели, победившей по тендеру в соответствующей лоте, а цены этой модели явно занижены. В реальности же инвалид сначала должен полностью заплатить свои деньги и потом еще побегать за компенсацией, при том, что «опорники» и инвалиды по зрению ограничены в передвижениях, а инвалиды по слуху - в коммуникативных возможностях. Странным представляется и заявление о якобы неизвестных работникам ФСС критериях отличия «хорошего» слухового аппарата и «плохого». Однако это не так. Четкие критерии оценки эффективности слухопротезирования на самом деле есть - в первую очередь, это исследование разборчивости речи, анкетирование. В ходе слушаний инвалидами было отмечено, что название "Индивидуальная программа реабилитации" не соответствует действительности. Фактически ее правильнее назвать "Массовая программа реабилитации", поскольку инвалид получает не то, что ему нужно, а то, что включено в гарантированный перечень и ТСР только от тех производителей, которые выиграли тендер. Основной критерий выигрыша в этих тендерах практически один - цена, т.е. чем дешевле, тем лучше – с точки зрения чиновников.

 

Необходимо, чтобы инвалид получал то, что ему нужно, что действительно ему подходит, а не будет пылиться на полке или в чулане за непригодностью. Все должно быть подчинено удобству самого инвалида, а не удобству государственных учреждений и чиновников.

 

На слушаниях в Государственной Думе говорилось, что при разработке какого-либо нормативного документа согласование с общественными организациями инвалидов должно быть не только на уровне подготовки, но и на уровне утверждения этого документа. Общий лейтмотив Круглого стола: не надо решать за нас без нас, а также и без специалистов.

 

Было предложено сформировать рабочую группу для оформления и подготовки всех предложений  и направления их в соответсвующие инстанции.

 

Мнение представителей инвалидов по слуху прозвучало в заключительном слове О.Н. Смолина: «Целый ряд индивидуальных проблем был озвучен касательно инвалидов по слуху, и кохлеарной имплантации. Я предлагаю эти проблемы отдельными запросами сформулировать и направлять в правительство. Не все вместе, а частями. Потому что в этом случае больше шансов получить какие-то более или менее позитивные ответы».Таким образом, представителям инвалидов удалось в ходе слушаний сформулировать самые насущные проблемы и высказать ряд конструктивных предложений, направленных на улучшение жизни инвалидов. Прислушаются ли к ним те, кого принято называть властью?

Версия для печати