оборудование для детей инвалидов. Программа Доступная среда
На главную Обратная связь Карта сайта
Дата Пятница, Декабрь 13, 2019Время 11:47

Главная |  Новости слухопротезирования |  Проблемы речи детей с нарушениями слуха всегда были и остаются актуальными для дефектологии

Проблемы речи детей с нарушениями слуха всегда были и остаются актуальными для дефектологии

По мнению сурдолога махачкалинской школы-интерната для слабослышащих Раисат Хановой, изучение процесса речевого развития детей, имеющих нарушения слуха, поиски эффективных способов их обучения языку должны сопровождаться трудоемкой работой.

 

«Необходим анализ достижений или трудностей в овладении речевыми средствами за определенные отрезки времени. Подход к выработке критериев для оценки состояния обучения устной речи и его результативности всегда характеризуется некоторой предвзятостью, поскольку опирается на конкретные теоретические установки и исходит из определенного представления о речи», - объяснила свою точку зрения Р.Ханова.

 

Существующие подходы к изучению детской устной речи, как при спонтанном её развитии, так и в условиях специального обучения отражают взгляды на язык либо как на результативное образование, либо как на своеобразную деятельность, реализующую коммуникативную потребность человека.

 

Как сообщила корреспонденту РИА «Дагестан» Раисат Ханова, фонетическая характеристика речи крайне сложна. Одни её элементы относительно хорошо распознаются тугоухими с помощью слуха. Другие недоступны для нарушенного слухового анализатора. Одни элементы хорошо опознаются визуально, другие – с небольшими затруднениями или не опознаются совсем.

 

«В своей работе мы стараемся использовать помимо фраз, слов и другие единицы устной речи – словесное, логическое ударение, интонацию. Очень важны в работе сурдолога уточнения, так как слабослышащие дети воспринимают различные фонетические элементы речи на слух, путем чтения с губ и слухозрительно», - рассказала опытный сурдолог.

 

В своей работе сурдологи определяют роль зрительного и слухового анализаторов при восприятии различных элементов устной речи. Для этого исследовались 40 учеников 5-6 классов. Было проведено аудиометрическое обследование детей, а также дополнительно провели обследование слуха речью.

 

Детей распределили по группам. В первой – дети с 1-ой степенью тугоухости, во второй – с тугоухостью 2-ой степени. Уровень развития в обеих группах был одинаковым. Проверочным материалом служили звуки речи, словесное и логическое ударение, мелодические компоненты интонации, а также определенные фразы и слова. Исследование проводилось по методике, разработанной А.М. Масюниным. Весь речевой материал был представлен в 4-х вариантах во избежание запоминания.

 

При подведении результатов исследования аудиторы были объективны. Правильным считался ответ, запись которого совпадала с предъявленным материалом. Из этого следует, считает Раисат Ханова, что при использовании только зрительного анализатора показания низкие. При использовании слухо-зрительного анализатора больше правильных ответов. Отсюда закономерность: чем у детей хуже слух, тем выше эффективность зрительного восприятия и наоборот. При чтении с губ лучше воспринимаются слова, хуже воспринимается логическое ударение, мелодический компонент интонации.

 

Различная степень воспринимаемости исследуемых единиц речи в определенной мере отражает особенности зрительного и слухового восприятия. Главный вывод исследования состоит в том, что наибольший эффект достигается у слабослышащих 2-ого отделения при бисенсорном, слухо-зрительном способе. При этом слуховой и зрительный анализаторы взаимодействуют таким образом, что второму принадлежит ведущая роль. Фразы и слова воспринимаются лучше, чем другие единицы речи.

Версия для печати