оборудование для детей инвалидов. Программа Доступная среда
На главную Обратная связь Карта сайта
Дата Суббота, Сентябрь 23, 2017Время 21:21

Главная |  Все про Слуховые аппараты |  Слуховые аппараты и дети.Ответы на вопросы

Слуховые аппараты и дети.Ответы на вопросы

,

как выбрать слуховой аппарат.Ответы на часто задаваемые вопросы

 

Какой слух считается нормальным?

 

Слух считают нормальным, если ребенок воспринимает разговорную речь низких тонов на расстоянии не менее 5-6 м, высоких – около 20 м.До недавних пор считалось, что если школьник слышит разговорную речь на расстоянии не менее 2 м, то он, при создании определенных условий, может учиться в обычной школе. А если ребенок слышит разговорную речь на расстоянии до 1 м, то ему необходимо обучение в специальной школе для слабослышащих. Слуховые аппараты цены рекомендовались тем детям, которые слышали разговорную речь на расстоянии менее 1 м.

 

В наши дни положение коренным образом изменилось. Слуховые аппараты назначают детям уже при гораздо меньших потерях слуха. Многие слабослышащие дети с большими потерями слуха, получившие своевременную и качественную слухопротезную помощь, успешно учатся в обычных школах.

 

С какого возраста можно проводить исследования слуха у ребенка?

 

Исследование слуха у новорожденных можно проводить уже на 3— 5-й день после рождения. Есть много способов исследования, от самого простого, при котором врач наблюдает, как ребенок реагирует на звук, до очень сложного, при котором специальный аппарат измеряет электрические потенциалы головного мозга ребенка. Все эти способы абсолютно безболезненны и безвредны для здоровья ребенка.

 

С какого возраста можно проводить слухопротезирование?

 

Как только врач обнаружит у Вашего ребенка нарушение слуха, Вы должны немедленно обратиться к сурдологу и в кабинет слухопротезирования. Чем раньше слабослышащий ребенок начнет пользоваться слуховыми аппаратами, тем лучше. Не откладывайте слухопротезирование надолго, не тяните под предлогом того, что ребенок пока еще маленький, пусть немного подрастет. Этим Вы можете ему только навредить.

 

Обязательным этапом развития речи у нормально слышащего ребенка является период пассивного ее восприятия, когда ребенок только слушает, но не говорит. Этот период длится 18 месяцев, начиная с рождения ребенка, и называется «возраст слуха». Если у ребенка пониженный слух, то он не сможет различать и запоминать отдельные элементы речи, и постепенно совсем перестанет на нее реагировать. Не использованные остатки его слуха могут полностью исчезнуть. Чтобы этого не произошло, необходимо при помощи слухового аппарата увеличить громкость речи, чтобы ребенок мог нормально ее воспринимать. Чем раньше это сделать – тем лучше для ребенка.

 

Не повредит ли ребенку слуховой аппарат?

 

Мнение, что слуховые аппараты вредны, что при их применении слух становится еще хуже, сложилось много лет назад, когда слуховые аппараты действительно были низкого качества. Они сильно искажали звук, шумели, и их нельзя было настроить под индивидуальные особенности слуха пациента.

 

Но с тех пор наука шагнула далеко вперед. Современные слуховые аппараты – это сложнейшие микроэлектронные приборы высочайшего качества, которые успешно компенсируют практически любую потерю слуха. Разнообразие моделей позволяет с достаточной точностью осуществлять первичный выбор аппарата, а настройка в соответствии с потерей слуха обеспечивает оптимальное усиление иразборчивость.

 

Правильно подобранный слуховой аппарат способствует развитию остатков слуха, как бы тренируя слуховой анализатор, включая его центральные отделы в коре головного мозга. Поэтому современный слуховой аппарат, при условии правильной настройки, может принести ребенку только пользу.

 

Существуют ли противопоказания против пользования слуховыми аппаратами?

 

Да, при наличии некоторых заболеваний детям, к сожалению, нельзя пользоваться слуховыми аппаратами. Например, при таких психоневрологических заболеваниях, как эпилепсия или судорожный синдром, при болезнях органов слуха с выраженными нарушениями вестибулярной функции, при воспалительных процессах в ухе ит.д. Наличие противопоказаний должен определить специалист.

 

Как подбирают слуховой аппарат?

 

Главная задача слухового аппарата при применении его у слабослышащего ребенка— помочь воспринимать речь наиболее разборчиво и в полном объеме.

 

Первичная настройка аппарата производится в соответствии с индивидуальными особенностями потери слуха ребенка, при этом специалист руководствуется данными, полученными в результате аудиометрического обследования. В настоящее время существует такое множество слуховых аппаратов различных моделей, что специалист может без особого труда выбрать тот, который больше всего подходит ребенку и сможет обеспечить для него наиболее эффективную коррекцию слуха. Корректировка параметров настройки осуществляется по результатам педагогического обследования или наблюдений родителей

 

Большую роль при этом играет индивидуальный ушной вкладыш, который позволяет использовать в полной мере все возможности слухового аппарата.

 

Индивидуальный или стандартный вкладыш?

 

Необходимли ребенку индивидуальный ушной вкладыш? Да, потому что индивидуально изготовленный вкладыш имеет намного больше возможностей по сравнению со стандартным ушным вкладышем. Он полностью повторяет контуры слухового прохода, обеспечивая герметичность, комфорт и надежную фиксацию вкладыша в ухе. Форма вкладыша, диаметры отверстий и трубочек влияют на акустику аппарата. Современные технологии позволяют изготовлять мягкие и твердые вкладыши из самых разнообразных материалов.

 

В Центрах хорошего слуха Вашему ребенку изготовят индивидуальный ушной вкладыш по экспресс-методике или по слепку из различных отопластических материалов.

 

Помните, что отсутствие индивидуального вкладыша может свести к минимуму эффект от слухопротезирования даже самым качественным слуховым аппаратом.

 

Что лучше – один или два слуховых аппарата?

 

Окружающий нас мир полон звуков. Уши, подобно локаторам, собирают звуковые колебания и передают их в головной мозг для обработки. Но человек не случайно наделен природой двумя ушами. Качественный анализ поступающей информации возможен только при наличии двух равноценных «приемников». Результаты многочисленных исследований показали, что применение двух слуховых аппаратов дает возможность лучше различать окружающие звуки и, что особенно важно, человеческую речь. Слухопротезирование при помощи двух аппаратов, так называемое бинауральное протезирование, облегчает определение направления звука, а эта способность крайне важна для человека. Ребенку важно знать, откуда приближается транспорт, где находится зовущий человек, слышать, что происходит вокруг.

 

Практически все дети, нуждающиеся в слухопротезировании, имеют двустороннее снижение слуха. Полноценная коррекция слуха может быть достигнута только при помощи двух слуховых аппаратов. Если вы близоруки, Вы приобретаете себе очки. Вам и в голову не придет попросить в аптеке монокль. Поэтому, если врач рекомендует ребенку бинауральное протезирование, постарайтесь его обеспечить.

 

Можно ли ребенку носить внутриушной слуховой аппарат?

 

Многие дети стесняются носить заушные слуховые аппараты и просят купить им внутриушные, чтобы их не было заметно. Проблема состоит в том, что для внутриушного слухового аппарата необходимо изготовление индивидуального корпуса в соответствии с размером слухового прохода пациента. Так как маленький ребенок быстро растет, то через какое-то время корпус внутриушного аппарата необходимо менять. Лишь после 14 лет, когда можно считать, что слуховые проходы у ребенка сформировались окончательно, ему можно изготовить внутриушной слуховой аппарат.

 

Ранее в таких случаях можно было порекомендовать только одно: уговорить ребенка и попытаться объяснить ему, что потеря слуха более заметна для окружающих, чем самый большой слуховой аппарат. Но совсем недавно появился новый тип внутриушных слуховых аппаратов – модульный. Он отличается от обычных тем, что не требует изготовления индивидуальных корпусов. В нем используются специальные вкладыши разных размеров. Таким образом, можно подобрать для ребенка вкладыш нужного размера, и при необходимости заменить этот вкладыш на другой.

 

Можно ли ребенку пользоваться программируемыми и цифровыми слуховыми аппаратами?

 

Программируемые и цифровые аппараты воплощают лучшие достижения современной медицины и техники. В программируемых моделях параметры настраиваются при помощи компьютера. Это дает возможность наилучшим образом провести индивидуальную настройку, особенно в сложных и нестандартных случаях.

 

В цифровых слуховых аппаратах, которые представляют собой миниатюрный мощный компьютер, используется цифровой алгоритм обработки сигнала. С помощью процессора осуществляется не только настройка аппарата, но и управление всей его работой.

 

Программируемые и цифровые слуховые аппараты обеспечивают очень «мягкое» комфортное звучание, оптимальную разборчивость речи, исключают возможность любых слуховых травм. Качество их звучания превышает качество звучания компакт-дисков. Цифровые аппараты умеют даже отличать полезный сигнал, например, человеческий голос, от ненужного – окружающего шума, самостоятельно усиливая полезный сигнал и подавляя остальные.

 

Цифровые аппараты принципиально меняют представления детей об окружающем мире. Мир оказывается объемнее, многообразие звуков— богаче. Дети, не подозревавшие, что знакомые им предметы или явления природы не безмолвны, слышат то, очем раньше даже не догадывались. Сухие осенние листья шуршат под ногами, и этот шорох ребенок слышит во время прогулки с высоты своего роста, не приседая и не наклоняя голову к земле. Цифровые аппараты обеспечивают естественную передачу речи, и это позволяет детям узнать, например, что такое тембр, они начинают различать высоту голосов окружающих людей и своего собственного голоса.

 

Цифровые слуховые аппараты являются наилучшим вариантом для слухопротезирования детей.

 

И практика, и теория свидетельствуют: чем раньше ребенок начинает пользоваться цифровыми аппаратами, тем короче будет у него период адаптации. Поэтому оптимальной является ситуация, при которой малыш протезируется цифровыми аппаратами сразу после установления диагноза.

 

Сколько часов в день рекомендуется носить слуховой аппарат?

 

Слуховой аппарат должен стать постоянным спутником Вашего ребенка. По окончании процесса привыкания ребенок должен надевать слуховой аппарат сразу же после того, как проснется утром, носить в течение всего дня и снимать только вечером, ложась спать. Это должно стать непреложным правилом и для ребенка, и для Вас. Только так ребенок сможет привыкнуть к аппарату, научиться правильному обращению с ним, и тогда аппарат станет его верным помощником. Если ребенок будет носить аппарат от случая к случаю, он никогда не научится в полной мере использовать все его преимущества.

 

Как помочь ребенку приспособиться к слуховому аппарату?

 

Во многих случаях, когда ребенку подобрали слуховой аппарат, его близкие думают, что все проблемы со слухом уже решены. Но ребенку нужно вначале освоить аппарат и привыкнуть к нему. Вы, со своей стороны, можете ускорить этот процесс, если будете соблюдать не сложные правила:

 

  • Не обращайтесь к ребенку издалека. Постарайтесь подойти к нему на расстояние 1,5-2 м и встать так, чтобы он видел Ваше лицо. Не обращайтесь к ребенку из соседней комнаты.
  • Если ребенок носит только один слуховой аппарат, обращайтесь к нему именно с этой стороны.
  • Постарайтесь снизить и устранить любые посторонние помехи, когда разговариваете с ребенком. Например, убавьте громкость радио или телевизора или полностью выключите их. Закройте окно, если оно выходит на шумную улицу.
  • Занятия с сурдопедагогом помогут ребенку адаптироваться к слуховому аппарату, и будут способствовать гармоничному развитию малыша.
  • Если ребенок в начале не понимает Вас, не старайтесь кричать. Это сделает Вашу речь еще более нечеткой. Лучше подойдите к нему поближе.
  • Говорите четко и естественно. Следите за скоростью Вашей речи. При этом Вы вскоре обнаружите, что стали говорить чуть медленнее, потому что так ребенку легче следить за Вами.

 

Что делать, если ребенок отказывается носить аппарат?

 

Как правило, если слуховой аппарат хорошо подобран, ребенок очень скоро привыкает к нему и перестает его замечать. Если ребенок отказывается его носить, значит, аппарат чем-то ему мешает. Возможно, он плохо настроен, и ребенка раздражают слишком громкие и резкие звуки. Или неудачно изготовлен ушной вкладыш: на нем может быть острая грань или другой дефект, вызывающий неприятное чувство в ухе. Необходимо как можно быстрее определить и устранить эту причину, для чего нужно сразу же обратиться кс пециалисту.

 

Существуют ли специальные устройства, которые могут помочь слабослышащему ребенку?

 

Фирма «Исток-Аудио» выпускает слухоречевой тренажер «Соло», который используется для коррекционной работы в школах. Сурдопедагоги рекомендуют его и для домашнего применения. С его помощью Вы можете заниматься с ребенком развитием речи и исправлением дефектов дикции. Он представляет собой небольшой усилительный блок, который соединен с микрофоном педагога, а также с микрофоном и головным телефоном ребенка. Тренажер способен усиливать звуки в очень широком частотном диапазоне. Его можно очень точно настроить на индивидуальные особенности слуха ребенка.

 

Кроме того, существует ряд устройств, помогающих слабослышащему ребенку воспринимать звуки, которые окружают нас влюбом доме, такие, как звонок телефона, будильника или дверной звонок. «Исток-Аудио» предлагает такие сигнализирующие устройства, в которых звуковые сигналы заменены на световые или вибрационные. Особенно интересными для детей будут наручные часы-будильник с вибрационным сигналом.